Методическая работа

2024/2025 учебный год

Тема методической работы:

Совершенствование профессиональной компетентности учителей по формированию личностной, метапредметной и предметной компетенций учащихся

Учебно-методические объединения:

учителей начальных классов, воспитателей дошкольного образования, группы продленного дня, учителя – дефектолога — руководитель Косых Г.П.;

учителей математики, физики, химии и биологии, географии, технического труда, информатики — руководитель Летяго А.Н.;

учителей русскоги и белорусского языка и литературы, немецкого языка, искусства (отечественная и мировая художественная культура) — руководитель Мартинович Е.А.;

классных руководителей  — руководитель Командирчик Н.Л..

Заседания педагогического совета на 2024/2025 учебный год

Деятельность педагогического коллектива по организации и совершенствованию контрольно-оценочной деятельностиДекабрьКорбут Е.В., заместитель директора по основной деятельности
Современные воспитательные технологии: от идеи —  к результатуМартКомандирчик Н.Л., ответственный за организацию воспитательной работы

Организация работы с педагогическими кадрами

Педагогический квест «Знатоки нормативной правовой базы»              23.09          Ответственный
Семинар-практикум «Исследовательские методы обучения как средство формирования ключевых компетенций учащихся»НоябрьКорбут Е.В., заместитель директора по основной деятельности
Панорама педагогического опыта «Формирование метапредметных, предметных и личностных компетенций учащихся на уроках»Декабрь
Панорама педагогического опыта «Воспитательный потенциал содержания факультативных занятий: методы и средства его реализации»Февраль
Проблемный семинар «Пути преодоления неуспеваемости учащихся»Март
Ярмарка педагогических идей «Использование интерактивных методов обучения и электронных образовательных ресурсов в работе учителя»Апрель
Методическая конференция «Самообразование как необходимое условие повышения профессионального мастерства педагога»Май

Недели учебных предметов на 2023/2024 учебный год

Неделя информатикиноябрь
Неделя белорусского языкафевраль

«МЕТОДИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК» №1           

В этом номере:  «Методы, формы и приемы формирования учебной мотивации школьников

Приемы и методы   повышения мотивации к обучению

Интерес к учению появляется  только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха.

В.А. Сухомлинский

Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из актуальных проблем современной школы, делом общественной важности. Её актуальность обусловлена обновлением  содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирование у них активной жизненной позиции.

Одной из задач, которая должна решаться в школе, является создание условий для формирования положительной учебной мотивации и дальнейшее её развитие у школьников.

         Древняя мудрость гласит: «Можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя» Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности. Как же пробудить желание «напиться» из источника знаний? Как мотивировать познавательную деятельность?

Необходимо организовывать процесс обучения с учетом потребностей, физиологических и возрастных особенностей детей:

·         материал урока должен  быть интересен детям;

·         согласование расписания с особенностями возраста;

·         согласование темпа урока со скоростью работы всех детей (возможность успешной работы медленнее реагирующих детей).

Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай сделать — и я пойму.  — Эта китайская пословица должна стать девизом для учителя на каждом проводимом им уроке.

Условия, способствующие развитию познавательного интереса у учащихся:

·                 Организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и “открытия” новых знаний.

·                 Работа в группах и парах.

·                 Применение ИКТ на уроках

·                 Понимание ребенком нужности, важности, целесообразности изучения предмета в целом и отдельных его разделов.

·                 Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся.

·                 Обучение должно быть трудным, но посильным – разноуровневые задания.

·                 Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее ему работать.

·                 Позитивная психологическая атмосфера урока.

·                 Чем младше ребёнок, тем больше материал должен подаваться в образной форме.

·                 В обучении должны создаваться возможности для творчества.

·                 Создание на уроке ситуации успеха для учащихся.

Для формирования полноценной мотивации учения школьников важно обеспечить следующие условия: обогащать содержание личностно ориентированным интересным материалом; удовлетворять познавательные запросы и потребности учеников; организовать интересное общение детей между собой; поощрять выполнение заданий повышенной трудности; утверждать гуманное отношение ко всем ученикам — способным, отстающим, безразличным; поддерживать ровный стиль отношений между всеми учениками; формировать активную самооценку своих возможностей; утверждать стремление к саморазвитию, самоусовершенствованию; использовать эффективную поддержку детских инициатив, ободрять учеников при возникновении у них трудностей; воспитывать ответственное отношение к учебному труду заботиться о разнообразии методов и приемов обучения.

Методы развития учебной мотивации

Метод «Дидактические игры» — специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых ученикам предлагается найти выход. Главное назначение данного метода — стимулировать познавательный процесс.

Метод «Ситуация успеха» — это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором создается возможность достичь значительных результатов в деятельности, это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики. Различается успех и ожидания личности. Можно выделить три вида: предвосхищаемый успех, в основе его ожидания могут быть и обоснованные надежды, и упование на какое-то чудо, но на пустом месте успех родиться не может; констатируемый успех фиксирует достижение, он дает младшим школьникам возможность пережить радость признания, ощущение своих возможностей, веру в завтрашний день; обобщающий успех способствует состоянию уверенности, защищенности, опоры на самого себя, но есть вероятность опасности переоценить свои возможности, успокоиться.

Метод «Соревнование» — это метод, при котором естественная потребность школьников к соперничеству направляется на воспитание нужных человеку и обществу свойств. Соревнуясь между собой, школьники быстро осваивают опыт общественного поведения, развивают физические, нравственные, эстетические качества. Особенно большое значение имеет соревнование для отстающих: сравнивая свои результаты с достижениями товарищей, они получают новые стимулы для роста и начинают прилагать больше усилий.

Использование метода проектов. В начальной школе особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать творческое мышление, умение увидеть и решить проблему, а также направлено на обучение детей элементарным приемам совместной деятельности в ходе проектов. Проектная деятельность представляет собой развёрнутую структуру учебной деятельности. Возможные продукты проектной деятельности младших школьников: журнал, книжка-раскладушка, памятка, тест по теме, презентация, сочинение рассказа, сказки, коллаж, стенгазета, сувенир-поделка.

Метод создание проблемной ситуации. Сущность её в том, чтобы «не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска…». Создание проблемной ситуации возможно через формулирование проблемных вопросов, задач, заданий поискового характера. На каждом из этапов урока можно использовать проблемные вопросы: вопросы, адресованные ученикам, в которых сталкиваются противоречия; вопросы, требующие установления сходства и различия. Чем менее очевидно это различие или сходство, тем интереснее его обнаружить; вопросы по установлению причинно-следственных связей. Открытие каждой причины — шаг к более глубокому пониманию.

Таким образом, нами были рассмотрены методы формирования учебной мотивации.

Приемы повышения интереса к учебному материалу

         На каждом этапе важно поддерживать учебно-познавательную мотивацию учеников, начиная с сообщения новой темы и заканчивая оцениванием знаний школьников.

Для того чтобы мотивировать ребёнка к учебному процессу, нужно изучение новой темы начинать в необычной форме.

Приём «Привлекательная цель».

 Ставится перед учащимися простая, понятная и привлекательная цель, при достижении которой они волей-неволей выполняют и то учебное действие, которое планирует учитель.

         Прием «Оратор». За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.

Прием «Автор». Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы?

Прием «Профи». Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы?

Прием «Кумир»   На карточках раздать «кумиров по жизни». Пофантазируйте, каким образом они бы доказали вам необходимость изучения этой темы?

Прием «Фантазёр»  На доске записана тема урока.  — Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни

           Прием  «Верные — неверные утверждения». Предлагается несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращение к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.

Прием «Лови ошибку». Объясняя материал, намеренно допустить ошибку. Сначала ученики предупреждаются об этом заранее. Иногда им можно в случае обнаружения преднамеренной ошибки учителя «сигналить»  об этом интонацией или жестом. Надо научить учащихся мгновенно пресекать ошибки условным знаком или пояснением, если таковое требуется. Нужно поощрять внимание учащихся.

Использование игровых приемов.

Если необходимо проделать большое количество однообразных упражнений, нужно включить их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели. Использовать для этой цели можно занимательные задания, привлекая красочную наглядность, литературных персонажей и сказочных героев. Современные педагогические технологии располагают значительным количеством разнообразных дидактических игр и занимательных упражнений, которые повышают мотивацию учащихся (задачи в стихах, задачи-смекалки, задачи-шутки, драматизированные игры, интересные факты, ребусы, головоломки, кроссворды и многие др.)

Приемы повторения пройденного на уроке

Прием «Своя опора». Ученик составляет собственную опорную схему или развернутый план ответа по новому материалу. Составление алгоритмов, памяток.

Прием «Повторение с расширением». Ученики составляют серию вопросов, ответы на которые позволяют дополнить знания нового материала.

Прием «Свои примеры». Ученики подготавливают свои примеры к новому материалу. Возможно также сочинение своих задач, выдвижение идей по применению изученного материала.

Прием «Повторение с одновременным контролем». Учащиеся составляют серию контрольных вопросов к изученному на уроке материалу в виде теста, кроссворда. Затем одни ученики задают свои вопросы, другие на них отвечают.

На этапе самоконтроля и самооценки повысить учебно-познавательную мотивацию школьников помогает такая форма организации учебной деятельности, как работа в паре «ученик — ученик».

        Проверка домашнего задания тоже может проходить в необычной форме. Выученное дома стихотворение, ученики рассказывают друг другу в парах. Оценивают. Число заданий, построенных по принципу самоконтроля и взаимоконтроля постепенно увеличивается.

 Приём «Открытые задания.» Большой интерес школьники проявляют к той информации, которая помогает им решать жизненные проблемы. Поэтому обучение обязательно нужно связывать с практическими потребностями ученика.

   Для включения ребёнка в активную познавательную деятельность даются «открытые домашние задания (по А.В. Хуторскому). Домашние задания могут быть дифференцированными, индивидуальными, парными, групповыми, по выбору из обязательных заданий, добровольные (по ликвидации пробелов в знаниях), их можно выполнять самостоятельно и с родителями. Таким образом, урок начинается с формирования мотивации и заканчивается мотивом для будущей самостоятельной учебной деятельности.

         Дифференцированные задания в значительной мере способствует активной мыслительной деятельности всех учеников, независимо от их способностей и возможностей, тем самым повышают учебно-познавательную мотивацию.

МАТЕРИАЛЫ 

Дистанционный семинар «Контрольно-оценочная деятельность учителя как необходимое условие управления качеством образования»

В вопросах организации контрольно-оценочной деятельности накоплен большой опыт. Но, по-прежнему, актуальность вопроса оценочной деятельности учащихся на уроке не снижается, по-прежнему эти вопросы остаются сложнейшими педагогическими проблемами.

Сегодня на семинаре мы вместе с Вами попробуем  еще раз осмыслить проблему оценивания ЗУН учащихся с целью дальнейшего совершенствования практики оценивания и повышения качества и эффективности урока.

Начать хотелось бы  с основных нормативных документов, которые регламентируют контрольно-оценочную деятельность учителя, которые каждый учитель обязан знать и умело применять знания на практике.

Прежде всего это 10-балльная система оценки результатов учебной деятельности учащихся в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего и профессионально-технического образования, которая была введена МО РБ в 2002 году, где для оценки результатов учебной деятельности учащихся  были выделены   пять уровней усвоения учебного материала .

Идея не новая. Еще в 18 веке М.Ломоносов предложил   критерии, которые включали в себя все, что учеником сделано или упущено, усвоено или не совсем и обозначались они следующим образом:

ВИ – все исполнено;                                       

НУ – не знал урока;

НЧУ – не знал части урока;

ЗУНТ – знал урок не твердо;

НЗ – не знал задачи;

ВИЗ – все исполнил с избытком.

Вы видите, что есть определенное сходство с пятью уровнями  нынешней 10-балки:

1-2  – низкий уровень;

3-4  – удовлетворительный;

5-6  – средний;

7-8 – достаточный;

9-10  – высокий.

В целях регулирования контрольно-оценочной деятельности педагогических работников, осуществления единых подходов при организации проверки и оценки учебных достижений учащихся в начале нынешнего учебного года были изданы НОРМЫ оценки результатов учебной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений по учебным предметам в новой редакции.

Учебный процесс это деятельность трехсторонняя. Ее участниками являются: учащиеся, учителя и родители. Каждый участник заинтересован  в достижении учебных результатов, и в том, чтобы эти результаты были оценены объективно, чтобы были исключены   случаи субъективных и ошибочных суждений, чтобы отметки  отражали действительную успеваемость учащихся. Сегодня учащиеся и их родители ждут от учителя прежде всего, чтобы он понимал их и их проблемы и вместе с тем был строг, последователен и справедлив.   

В педагогике под проверкой и оценкой знаний учащихся понимают выявление и сравнение на том или ином этапе обучения результатов учебной деятельности учащихся с требованиями программы.

Согласно толковым словарям русского языка, слова оценка и отметка не являются синонимами.

 Оценка – это мнение о ценности, уровне или качестве чего – либо;

отметка – это установленное государственными стандартами обозначение степени знаний ученика.

 Согласно нормативному локументу:

Оценка — развернутая словесная характеристика результатов, прилежания, стремления, усилий и творчества учащегося.

Оценить – значит определить степень, уровень, качество выполнения учащимися задач, поставленными перед ними в процессе обучения.

Когда учитель оценивает учащегося, он высказывает, прежде всего, свое личное мнение о конкретной работе конкретного учащегося.

  Отметка — это результат процесса оценивания, его условно-формальное (знаковое),  количественное выражение оценки учебных достижений учащихся в цифрах и баллах.

 Когда учитель ставит отметку, на первый план выдвигается общегосударственный стандарт качества знаний. При этом зачастую за выставленной отметкой не проявляется сам процесс получения знаний.

 Отметка выводится из оценки, а потому оценка должна предшествовать отметке. В практике учителей наблюдается обратная картина: учителя в начале ставят учащимся отметки и лишь затем комментируют их. Более того, комментарий часто носит краткий, свернутый характер.

Обычно учителями используются следующие формы оценки:

 -многочисленные  «малые формы оценки» в ходе занятий, находящие свое выражение в мимике, жестах, модуляции голоса, обращении к ученику, в кратких одобрениях, критических замечаниях учителя;

 — краткие замечания, в которых учитель высказывает в устной или письменной форме (в домашних работах, письмен­ных заданиях, сочинениях, на рисунках или в школьном днев­нике) свои суждения по поводу успеваемости и дисциплины данного ученика;

 — отметки, с помощью которых по десятибалльной системе оцениваются успеваемость и определенные аспекты поведения;

 — общие характеристики, включающие оценку учебных и трудовых успехов, которые пишутся в конце учебного года, при получении аттестата зрелости или для профессиональных за­ведений и т. п.

 Сюда прибавляются оценочные высказывания учителя при посещении родителей, на родительских собраниях

 Смысл комментирования отметок заключается

во -первых, в указании на наиболее типичные ошибки в учебной работе ученика,

во-вторых, в стимулировании интереса к учению, открытии перспектив перед ним,

 в- третьих, в обеспечении согласия учащегося с выставляемой ему отметкой. Эффективность отметки возрастает, если ученик внутренне согласен с ней.

Контроль — процедура проверки и оценки учебных достижений учащихся, направленная на установление степени соответствия реально достигнутых результатов учебной деятельности каждым учащимся планируемым результатам обучения в предметно-деятельностной форме, определённых образовательными стандартами и учебными программами; 

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О КОНТРОЛЕ?

  • Вид контроля
  • Цель
  • Сроки проведения
  • Как провести?
  • Что должно проверяться?

Основные виды контроля: текущий, периодический (промежуточный)  и итоговый.

Текущий контроль – подразделяется на поурочный и тематический, значимость которого определяется спецификой  учебного  предмета.

Периодический контроль – проверка степени усвоения учащимися учебного материала за длительный период времени.

Итоговый контроль – производится накануне перевода учащихся в следующий класс или на следующую степень обучения.

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О КОНТРОЛЕ ЕЩЕ?

  • что должно проверяться
  • кто должен опрашиваться
  • какой ожидается эффект от проведения проверки
  • какие выводы можно будет сделать на основе результатов проверки

 Что оценивать? во время проведения поурочного контроля

1.Уровень учебных достижений   учащихся   по отдельным элементам темы:

  • распознавание,
  • воспроизведение учебного материала,
  • владение и оперирование им в знакомой и незнакомой ситуациях

2.

  • полноту
  • осознанность 
  • системность
  • прочность 
  • мобильность  знаний
  • степень  познавательной самостоятельности учащихся в выполнении учебных задач

3.

  • процесс учебной деятельности учащихся
  • познавательные и общеучебные умения
  • использование рациональных способов выполнения заданий
  • проявление интереса к учению
  • стремление к достижению поставленной цели
  •  индивидуальные и личностные качества

предыдущие достижения 

и тематического контроля

учебные достижения учащихся   в логической системе, соответствующей структуре учебной темы (тем).

Основные виды контроля осуществляются в устной, письменной, практической формах и в их сочетании.

Методы контроля – это способы, с помощью которых определяется можно получить наиболее объективную информацию о качестве образовательного процесса и результатах учебной деятельности учащихся.  К ним относятся: индивидуальный, групповой и фронтальный опрос с использованием контрольных вопросов и заданий, содержащихся в учебниках, учебных, учебно-методических пособиях и дидактических материалах, собеседования, дидактические тесты, диктанты, изложения, сочинения, самостоятельные и контрольные работы, наблюдения, лабораторные и практические работы, лабораторные опыты, экспериментальные исследования, рефераты и другие методы и средства контроля.

ЦЕЛИ КОНТРОЛЯ

— определение  качества усвоения учащимися учебного материала – уровня овладения знаниями, умениями и навыками предусмотренных программой

 — обнаружение достижений и успехов учащихся

— указание путей совершенствования, углубления знаний, умений 

— создание условий для   включения школьников в активную   деятельность

— обучение школьников приемам взаимоконтроля и самоконтроля,  формированием потребности в самоконтроле и взаимоконтроле

 — воспитание у учащихся таких качеств личности, как ответственность за выполненную работу, проявление инициативы.

функции 10-балльная система оценки результатов учебной деятельности учащихся

  Образовательная функцияСущность:Использование разнообразных форм, методов и средств контроля результатов обучения, которые содействуют продвижению учащихся к достижению более высоких уровней усвоения учебного материала; заключается   в   ориентации   учителя   на   активизацию мышления, познавательную деятельность, мотивационную и волевую сферу учащихся
Реализация:
осуществление оперативной обратной связи;
самооценка,  саморегуляция  собственной  деятельности учащихся, взаимооценка, взаимоконтроль;
цель урока, отражает дифференцированный подход к обучению
(в основе — «Типология разноуровневых заданий
в соответствии с требованиями 10б системы).
выделение типичных ошибок 
комментирование отметок (по «Нормам…»),
использование различных форм контроля.
создание   ситуаций для повышения мотивации уче­ния
наличие «эталона», к которому должны
стремиться ученики.
Контролирующая функцияСущность:Объективное определение уровня усвоения учебного материала в процессе контроля и аттестации учащихся
Реализация:
Качественная проверка(соответствие требованиям программы,
уровню) выполненных во время урока заданий

Качественное ведения рабочих тетрадей, проверка домашних заданий (соответствие отметки нормам оценивания).
Систематичность контроля, своевременность обработки информации и доведения её до сведения обучаемых, ис­пользование данных для построения урока.
Грамотное составление и содержание разноуровневых
заданий.
Использование различных видов контроля;
Включение учащихся в оценочную деятельность;
Аттестация учащихся.
Диагностическая функцияСущность:Анализ, оперативное регулирование и коррекция  образовательного процесса и учебной деятельности
Реализация:
оценивание   достижений    обучающихся,    а   не    их недостатков;
дифференцированный и индивидуальный подход к оценке процесса и результатов учебной деятельной ученика;
объективная оценка учебных достижений учащихся
реализация возможных мер подхода к слабоуспевающим;
работа с одарёнными и способными учащимися.
создание положительного эмоционального фона оценочной ситуации независимо от оценивания ученика;
укрепление    статуса    ученика    в    образовательном пространстве и социуме.
Стимулирующая функцияСущность: установление   динамики достижений учащихся в усвоении знаний,    характера познавательной деятельности, развития индивидуальных качеств   личности на всех этапах учебной деятельности. Контроль должен стимулировать желание ребенка заниматься данным предметом.
Реализация: 
объяснение критериев оценки;
разумные требования;
принцип открытых перспектив (можно исправить свою отметку);
вселение успеха (при контроле движение от простого к сложному);
частота контроля (чем чаще контроль, тем эффективнее управление);
оценка (вербальная) положительных достижений коллектива
вообще и отдельных учащихся индивидуально,
 заключается в феномене положительного    оценивания    «вложенного    труда»
Социальная функцияСущность: дифференцированный подход к осуществлению проверки и оценки результатов учебной деятельности учащихся ,  учёт  их индивидуальных возможностей и потребностей .Предполагает, что способствует      достижению      определенного      уровня образования в соответствии с образовательными стандартами и социальным заказом общества и государства.
Реализация:
оценивание   достижений    обучающихся,    а   не    их недостатков;
дифференцированный и индивидуальный подход к оценке процесса и результатов учебной деятельной ученика;
объективная оценка учебных достижений учащихся
реализация возможных мер подхода к слабоуспевающим;
работа с одарёнными и способными учащимися.
создание положительного эмоционального фона оценочной ситуации независимо от оценивания ученика;
укрепление    статуса    ученика    в    образовательном пространстве и социуме.

 Среди признаков, характеризующих работу учителей, которые добились наибольших успехов в обучении, можно выделить следующие: предъявлялись высокие требования, выполнение которых последовательно контролировалось и оценивалось; умело использовались оценки и отметки в целях развития личности учащихся.

 К основным типичным субъективным ошибкам оценивания в школе относятся: (по страницам учебника)

  • великодушие, снисходительность. Проявляется в завышении отметок. Крайней формой великодушия в оценках обучаемых явилась процентомания;
  • перенос симпатии или антипатии с ученика на оценку (отметку):
  • оценка по настроению;
  • отсутствие твердых критериев (преподаватель ставит высокие отметки за слабые ответы, и наоборот);
  • центральная тенденция (проявляется в стремлении избежать крайних отметок., например, не ставить единиц, двоек и десяток);
  • неустойчивость системы (преподаватель то долго не спрашивает, то весь урок опрашивает);
  • близость оценки той, которую ставят коллеги (например, по большинству предметов ученик не отличается успехами, в такой ситуации трудно выставлять высокие отметки по своему предмету);
  • ошибки ореола (проявляются в тенденции преподавателя оценивать только положительно или отрицательно тех учащихся, к которым он относится соответственно либо положительно, либо отрицательно);
  • перенос оценки за поведение на оценку по учебному предмету;
  • завышение и занижение отметок и др.
  • ПАМЯТКА УЧИТЕЛЮ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ
1Проверка знаний должна вестись в соответствии с программой, ее рубрикой «Требования к знаниям и умением учащихся». Программа определяет максимум и минимум знаний. В ней указаны объекты проверки, тот учебный материал, который должен быть усвоен школьниками.
2Алгоритм организации проверки — Учитель отбирает материал для проверки в соответствии с программой, разрабатывает систему вопросов и заданий, подбирает необходимые пособия и средства обучения, заблаговременно планирует, знания и умения каких учащихся будут проверены, определяет методы и формы проверки.
3Объективная и систематическая оценка стимулирует работу учащихся, развитие их познавательных интересов, содействует регулярному выполнению работ.
4При учете знаний любой труд школьника должен быть оценен.Проверку знаний необходимо проводить постоянно, по всем темам программы,  охватывая при этом значительное число учащихся или весь класс в целом.
5Оценки выставляются за:устные ответы при индивидуальной проверке,за выполнение практической работы,при фронтальной устной проверке за совокупность ответов,за исправления, дополнения ответов другими учащимися,за ответы в процессе беседы при изучении и закреплении нового материала.
6Что проверять?Устанавливается, весь ли программный материал усвоен, всеми ли указанными в программе практическими умениями и навыками владеет.Проверяется объем, качество знаний, прочность, систематичность, глубина и действенность знаний, оценивается форма их выражения.При выполнении письменных работ проверяется не только качество ответа, но и грамотность написания
7Учитель обязан объявлять оценку отвечающему и всему классу,   указывать, почему поставлена та или иная оценка.
8Оценка обязательно комментируется.   При оценке учитель должен кратко отметить, в чем положительные и отрицательные стороны ответа, указать, на что надо обратить внимание
9Учитель обязан заранее объяснять критерии оценок, чтобы ученики знали, при каких условиях ставится та или иная оценка.
10При анализе ответа учитель определяет:все ли изложил ученик,сколько ошибок было, какие это были ошибки,какие были сделаны неточности,правильно ли понят учебный материал,знает ли ученик определение понятий,умеет ли объяснять связи и зависимости,дословно пересказывает материал или переосмыслил его,умеет ли выделять главное,оперировать знаниями, применять их для объяснения новых фактов, событий,логично, последовательно излагать материал.насколько связно, кратко и уверенно учащийся излагает материал,нуждается ли ученик в наводящих вопросах, подсказках.умеет ли выполнять действия,   сознавать систему действий, устно перечислять порядок действий,   практически пользоваться им
11Выставление отметок в дневник — обязанность учителя.
12Недопустимо снижение оценки  и   выставление   неудовлетворительной  оценки с целью наказания учащегося за нарушение дисциплины, забытые учебники, тетради, спортивную форму
13Проверка имеет  обучающее значение. Знания не только воспроизводятся и повторяются, но и закрепляются, систематизируются, совершенствуются и углубляются.
14Обучающие, контрольные, диагностические задания должны прежде всего учить ребят думать, анализировать, применять теорети­ческие знания на практике, а не просто воспроизводить материал.
15Проверка имеет  обучающее значение — обучение школьников приемам взаимоконтроля и самоконтроля,  формированием потребности в самоконтроле и взаимоконтроле
16Систематически проводите количест­венный и качественный анализ контрольных и обучающих работ 
17 Помните, что грамотно организованная (систематическая) обратная связь даст вам возможность понять, какие знания и в каком объёме усвоены, работали ли ученики са­мостоятельно над усвоением материала, готовы ли они к восприятию нового материа­ла.
18Проверяйте рабочие тетради, обращайте внимание на культуру письмен­ной речи, на качество выполненной работы на уроке, дома. Соотносите отметку за за­дание в рабочей тетради с регламентируемым «Инструкцией о правилах формирования культуры устной и письменной речи» объёмом работы.
19Прогнозируйте свою контрольно-оценочную деятельность на уроке.   
20Не забывайте о стиму­лирующей функции 10-балльной системы, старайтесь  отметить нестан­дартные способы решения, положительные достижения ребят.
21 Продумывайте формы опроса заранее, в зависимости от уровня подготовленности учеников в классе.
22Важно   поурочное оценивание! Непроверенные или непродуманные задания во время урока приводят к плохо выполненным контрольным работам, приводит к необективным отметкам за четверть, год.  
23При подготовке к уроку учителю необходимо тщательно продумать дидактическое обеспечение: дифференцированные задания всех 5-ти уровней, предупреждение ти­пичных ошибок, коррекционные задания по итогам предыдущей «обратной связи».
24Ваши ученики «выиграют», если контрольная работа по теме будет составлена Вами к первому уроку по теме: совместная работа будет адресной, бьющей в цель. Значит, ученики с высокой мотивацией справятся с ней лучше.
25Ожидание опроса и сам опрос — ситуация повышенной тревожности для учеников. Не усугубляйте её необдуманными замечаниями, неуместными шутками.
26Чётко поставьте вопрос, сформулируйте задание. Ребятам что-то может быть непо­нятным в Ваших заданиях, прокомментируйте их. Недопустимо это только во время контрольных работ.
27Учите ребят быть воспитанными слушателями, признавать право человека на ошиб­ку. Отвечающий ждёт от Вас понимания и поддержки.
28Ребятам нужно время на обдумывание дополнительных вопросов. Последние могут даже привести отвечающих в замешательство.
29Деятельность учащихся, не занятых при опросе, должна быть продумана (запись в тетрадь кратких выводов по заготовленным шаблонам, решение опережающего зада­ния и т.п.), иначе это потерянное время для класса.

П А М Я Т К А

по стимулирующему оцениванию знаний учащихся

  • Нельзя выставлять отрицательную оценку:1.По всем предметам всю первую четверть в 5-ых классах.2.Всю первую четверть во всех классах в начале изучения  нового предмета.3.Всю первую четверть учащимся класса, в котором впервые начал работать учитель.4.В первые две недели месяца начала учебного года во всех классах по всем предметам.5.На первых двух уроках после каникул во всех классах по всем предметам.6.В первый день после выходных и праздников во всех классах и по всем предметам.7.На следующий урок после отсутствия учащегося в классе.8.Во время кратковременной замены основного учителя другим учителем.9.Если у учащегося стоит «незакрытая» неудовлетворительная оценка по данному предмету.10.При организации, проведении и проверке самостоятельных работ во всех классах и по всем предметам.качественный анализ  «+»
  • мы готовы помочь ученикам, которые долго не успевают по предмету, признавая за ними право на улучшение результата;
  • мы осознаём необходимость показать динамику учебных достижений ученика в сравнении с ним самим «вчерашним»;
  • мы готовы похвалить учеников во время работы, поддержать их во время ответа;
  • мы не всегда сразу поставим «неуд.» за невыученный урок, скорее всего, попробуем войти в положение ученика, дать ему шанс реабилитироваться на следующем уроке.
  • качественный анализ  «-»
  • всё равно иногда позволяем себе сравнить учеников по успеваемости, добиваясь таким сомнительным способом воспитательного эффекта;
  • не используем стимулирующую функцию 10-балльной системы оценивания, придерживаясь мнения, что отметка должна быть заработана;
  • не всегда готовы учесть нестандартные способы решения, а ведь это развитие творческих способностей учеников, так можно совсем отбить охоту мыслить нестандартно;
  • не находим времени поговорить с ученикам об их успеваемости индивидуально, забывая, что перед нами не просто объекты учебно-педагогического действия, а живые люди, со своими переживаниями и проблемами;
  • почему-то не все согласились с тем, что комментарий отметок обязателен.
  • Говоря об оценках и отметках, не следует упускать из виду их связь с уроками в целом: -Оценки и отметки могут существенно способствовать делу повышения успеваемости, но не совершают  «чудес». Если есть недостатки при определении целей и содержания урока, его дидактико-методической организации, то даже самая изощренная методика оценки знаний не поможет повысить успеваемость учащихся. -Оценки и отметки – важное средство воспитания. Однако если взаимоотношения между учителем и учащимися не на должном уровне, если учитель не обладает авторитетом, учащиеся сомневаются в его справедливости, то оценки и отметки утрачивают свое воспитательное воздействие. -Оценки и отметки – важный метод стимулирования активности учащихся, однако не единственный и далеко не в каждом случае самый подходящий. Выставление оценок по предметам способствует развитию ученика: -если он понял, что от него требуют; -если он не сомневается в справедливости спрашиваемых знаний и необходимости требуемых умений; -если он убежден, что может постигнуть требуемое, что полученная отметка зависит только от него самого и степени его усердия. Если эти условия выполнены, то ставить отметку можно. Для повышения качества знаний полезно использовать правило: проверяй все, что задаешь, оценивай достаточно полно, ставь отметку только за существенное.

Литература:

1.Интегральная система контрольно-оценочной деятельности в УВП начальных классов. Н.А.Кокола “Кіраванне ў адукацыі” № 9/2005

2.Векслер С.И.  Требования к современному уроку.

3.Маркова А.К. Формирование мотивации учения.

4.Штурбина Н. «И плюс мотивация».  Директор школы № 7/2007

5.Матковская И. Роль мотива в достижении цепи. «Учитель» № 5/2007

6.Контрольно-оценочная деятельность как форма управления саморазвитием личности учащегося. «Кіраванне ў адукацыі” № 4/2007.

7.Десятибалльная система оценки результатов учебной деятельности. “Образование в современной школе” № 6/2005.

8.Дудинская Л.В. Контроль и оценка учебной деятельности школьников “Народная асвета” № 9/2007.

9.Дылен Г.Д. Оценка качества образования в деятельности общеобразовательных школ. “Народная асвета” № 1/2002.

10.Кучеренко Критерии оценки уровня обученности и качества знаний. “Директор школы” № 7/2004.

11.Лячек А.И. Осваиваем безотметочное обучение. “Начальная школа: до и после” № 6/2004.

12.Субетто А.И. Качество образования: проблемы оценочной деятельности. “Завуч” № 5/2004.

13.Долгунов В. Школьная отметка: средство принуждения или стимул к познанию. “Директор школы” № 6/2004.

14.Ишматьева Е.В. Развитие самооценки в младшем школьном возрасте. “Начальная школа: до и после” № 6/2004.

15.Скаковский В.Д. Реформирвоание системы контроля и оценки в школе: главные упущения и пути выхода из кризиса. “Адукацыя і выхаванне” № 9/2003.

16.Десятибалльная система: принципиальные вопросы и возможные ответы. “Образование в современной школе” № 6/2005.

17.Использование знаково-символической системы для эффективности обучения. “Качественная оценка образовательного процесса”.

18.Воронина  Критерии и способы их применения. “Директор школы” № 1/2005.

19.Задонская Э. Мотивация ученика как основа прочных знаний.

20.Шацкова Т.Н. Система оценивания учебных достижений школьников. “Образование в современной школе” № 8/2005.